Готовимся к ОГЭ, или Пишем сочинение-рассуждение (15.3)

ВНИМАНИЕ!!!
ССЫЛКА ЗДЕСЬ сочинение к 20.12.
Задание 15.3
*СЛОВНИК ТЕРМИНОВ
Какие умения проверяет задание?
- Адекватно понимать информацию из прочитанного текста;
- понимать основную мысль прочитанного текста;
- уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
- уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;
- уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
- уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме;
- логически последовательно излагать свою точку зрения.
Обратимся к примерной формулировке задания.
Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Композиция сочинения-рассуждения
Способы толкования значения слова:
Вступление. Толкование значения слова.
При написании вступления тезисом должно стать определение какого-либо нравственного понятия.
Что это могут быть за слова?
1. Слова, обозначающие морально-этические качества человека: человечность, доброта, милосердие, смелость, мужество, совесть, честность, интеллигентность, толерантность, гуманность и т. д.
2. Родина, патриотизм, память, мир, достоинство…
3. Искусство, культура, книга, общение…
4. Бытие, сознание, жизнь…
2. Родина, патриотизм, память, мир, достоинство…
3. Искусство, культура, книга, общение…
4. Бытие, сознание, жизнь…
Задайте себе вопрос: как я это понимаю? Определение постарайтесь дать одним предложением.
- Слово «человечность» обозначает…
- Человечность –это…
- Задумывались ли вы, что такое человечность. Я думаю, что…
Можете сочинение начать с вопроса (ряда вопросов), вопросно-ответного единства:
- «Что такое человечность?» - спросите Вы. Знакомое, много раз слышанное слово и вроде бы понятное. Но как объяснить его смысл другим? Как подобрать для этого точные, нужные слова? Попытаюсь сделать это. По-моему, человечность…
Комментарий (объяснение важности этого понятия для жизни человека вообще или для современной действительности)
Рассуждением от противного:
Страшно представить, что было бы, если из нашей жизни ушла бы человечность. Мир стал бы, как мне кажется, мрачным, злым и жестоким. Такая жизнь не имеет продолжения. Поэтому важно сохранить это прекрасное человеческое качество.
Логический переход. Пример из текста
В тексте…можно найти пример(ы), подтверждающий мою мысль.
Пример(ы), который подтвердит мою мысль, можно найти, обратившись к тексту….
Обратимся к прочитанному тексту. В нем я могу найти пример(ы) человечности.
Логический переход. Пример из опыта
Одним из аргументов в основной части должен стать пример из жизненного опыта. Вы должны показать не только умение анализировать текст, но способность к обобщению жизненных фактов.
Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например,…
Могу ли я из небольшого своего жизненного опыта найти пример проявления человечности? Да, и не один раз.
Могу ли я доказать, что такое человечность, приведя примеры из жизненного опыта? Несомненно.
Могу ли я из небольшого своего жизненного опыта найти пример проявления человечности? Да, и не один раз.
Вывод
В заключении нужно ещё раз вернуться к определению понятия, но уже в самом общем виде, показав его значение не только для вас, но и для людей вообще.
Таким образом, «человечность» – это одно из тех слов, которое учит нас…
Итак, можно утверждать, что слово «человечность» – одно из важных в нашей жизни.
Думаю, мне удалось объяснить значение слова «человечность» и доказать важность его присутствия в нашей жизни.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Текст
(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...
– (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
(21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.
(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
(28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.
(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
(44)И песня пошла...
(По М. Москвиной)*
* Москвина Марина Львовна (род. в 1954 г.) – современная писательница, журналистка, радиоведущая. За книгу «Моя собака любит джаз» была награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий